Как кубик Рубика развалил коммунизм (ахыра кими охуюн, мараглыды)

Dərc edildi: Oktyabr 8, 2011 / Yazılarım

Эрне Рубика знают десятки миллионов владельцев кубика-головоломки во всем мире. На его родине, в Венгрии, есть такое понятие “хунгарикум”, которым обозначают что-то уникальное, чего нет больше нигде. Несомненно, это выражение вполне применимо и к самому Рубику. Он – уникальный, штучный человек, такой есть только в Венгрии. Рубик – 100-процентный Хунгарикум.

Известный всему миру венгерский изобретатель и конструктор Эрне Рубик, начинавший карьеру как архитектор, о рождении знаменитого кубика так говорил автору этих строк еще в далеком 1985-м, когда в Москве, на Национальной выставке Венгрии, он впервые лично представлял российской публике свое детище: “Пространство всегда интриговало меня своими невероятно богатыми возможностями изменений архитектурных объектов… Я думаю, кубик возник из интереса, из этого поиска для самовыражения, в результате которого развивается острота мышления”.

Впрочем, мне кажется, что к своему главному изобретению, которое оформилось в середине 1990-х, Эрне Рубик шел всю жизнь, начиная с самого рождения. Начать с того, что он родился в 1944 году отнюдь, как говорится, не в среднестатистической венгерской семье. Его отец Рубик-старший, знаменитый авиаконструктор и владелец фабрики по производству планеров, за свою жизнь разработал 32 типа этих аппаратов и самолетов с мотором, мать – известная поэтесса. Думается, именно отсюда, от семьи и всей семейной атмосферы, – его увлеченность как техническими, так и гуманитарными науками, проявившаяся еще в гимназии.

“Я часто вижу в небе планеры отца, – говорит сам Эрне по поводу влияния отца на его жизненный выбор. – Я многому научился у него по части работы. В смысле создания чувства ценности созидательного процесса, который имеет и цель, и ощутимый результат”.

С детства в семье Рубиков царил культ книги, и мальчик проглатывал литературу запоем.

“Я погрузился в чтение книг с того самого момента, как научился читать, – вспоминает изобретатель. – В начальной школе любимыми предметами были математика и геометрия. Я решал математические задачи для удовольствия”.

Согласитесь, для того, чтобы математика доставляла удовольствие, нужен особый, неординарный склад ума. У маленького Эрне такой склад ума был. Позднее страсть к математике и любовь к шахматам после окончания гимназии привели его сначала в будапештский Политехнический университет, откуда в 1967-м он вышел дипломированным инженером-строителем. Однако техническое образование его полностью не “занимало”. Он давно мечтал получить знания и в гуманитарной сфере, ведь с детства любил заниматься живописью и скульптурой.

Поэтому ничего удивительного, что сразу после Политеха Рубик продолжает свое образование, поступив в Институт декоративно-прикладного искусства. Получает второй диплом – дизайнера по интерьеру. С 1971-го Эрне начинает преподавать архитектуру и промышленный дизайн в Будапештской академии прикладных искусств и ремесел, читает студентам сразу несколько курсов: начертательную геометрию, проектирование зданий, проектирование мебели. И здесь мы вплотную подходим к тому самому моменту, когда…

Как возник кубик

В один из хмурых осенних дней 1974 года, пытаясь разъяснить своим нерадивым студентам математическую теорию групп, 30-летний преподаватель Эрне Рубик принялся собирать из 26 деревянных кубиков с шестью разноцветными гранями единый объект.

Судя по рассказу самого Рубика, до этого он вдоволь поэкспериментировал с бумажными, картонными и пластиковыми опытными образцами кубиков, прежде чем его осенила идея собрать разрозненные составляющие в единое целое. Сверхзадача изобретателя была такова: заставить отдельные разноцветные кубики свободно вращаться на своих местах, не нарушая конструктивного единства всего приспособления

По легенде, озарение на изобретателя снизошло ленивым летним днем, когда отчаявшийся Рубик сидел на берегу Дуная и всматривался в прохладные воды реки. История эта напоминает классические случаи научного просветления – ньютоново яблоко или архимедову ванну. Взгляд творца привлекла обычная речная галька. Подумалось, что ее острые грани со временем стачиваются течением, трущим камень о камень, пока он не обретет простую и совершенную форму. И тут-то Рубик решил – как следует “обточить” свои кубики.

Пришлось отбросить все лишнее. Как легко подсчитать, 26 маленьких кубиков имеют в общей сложности 156 граней. Из них Рубик смело отсек больше ста и оставил всего 54 внешние грани: одноцветные у шести центральных кубиков, двухцветные у двенадцати боковых и трехцветные у восьми угловых. Но это было еще только полдела.

Не меньше времени ушло на техническое решение, обеспечивающее оптимальный механизм поворота грани куба. Это едва ли не основная часть всей системы, ее “позвоночник”. В итоге в центре конструкции Эрне поместил цилиндрический механизм, прочно связывающий все наружные кубики и позволяющий им свободно вращаться относительно друг друга. При таком вращении возникает характерный хруст, сопровождающий сборку кубика. Сначала на гранях пробовали изобразить цифры и рисунки, но потом свой выбор Рубик остановил на цвете.

Естественно, первым над сборкой граней головоломки в единые цвета ломал голову сам Эрне. Изобретателю понадобилось на решение этой задачи около месяца. Немного позднее было подсчитано, что при хаотичном перемещении граней кубика Рубику не хватило бы и всей жизни, ведь в кубе 43 квинтильона (!) возможных комбинаций расцветок граней, и лишь одна из них – правильная. После личной победы над головоломкой изобретатель испытал игрушку на друзьях и своих студентах.

Игрушка понравилась. Вскоре, 30 января 1975 года, Эрне Рубик подал заявку на получение венгерского патента на свое изобретение, которое он сам назвал Buvos Коска, что можно перевести с венгерского как “магический кубик”. Но рассмотрение заявки затянулось. За это время, как выяснилось позднее, его ближайшие конкуренты вплотную подошли к разработке аналогичной игрушки. И еще неизвестно, как сложилась бы судьба изобретения, если бы вновь не его величество Случай.

Гений головоломки

Спустя пару месяцев после получения патента и выпуска пробной партии кубика на будапештском предприятии “Полимер”, весной 1978-го, немецкий компьютерный предприниматель Тибор Лакши, имеющий венгерские корни, оказался с рабочей поездкой в Будапеште. Как-то сидя в кафе, он заметил официанта, который увлеченно вращал разноцветные грани магического куба. Головоломка сразу же заинтересовала увлекавшегося математикой Лакши. На следующий день он предложил государственной торговой фирме Konsumex, обладавшей тогда правами на изготовление головоломки, продавать кубик на Западе.

Тогда же Лакши познакомился с самим изобретателем игрушки Эрне Рубиком. Вот как бизнесмен описывает их первую встречу: “Когда Рубик впервые появился в комнате, я испытал желание дать ему немного денег. Он выглядел как нищий, был ужасно одет, а из угла его рта свисала дешевая венгерская сигарета. Но я знал, что у меня в руках гений. И сказал ему: вместе мы сможем заработать миллионы”. Процесс пошел…

Получив одобрение изобретателя, в 1979-м Тибор Лакши привез кубик в Германию, на Нюрнбергскую ярмарку игрушек, но не в качестве экспоната. В поисках дистрибьюторов Лакши использовал ход, на который сам когда-то клюнул: предприниматель просто бродил по выставке, играя похрустывающими гранями куба. Поначалу хитрые манипуляции с Magic Cube не принесли ожидаемого результата. Но опять помог случай. На выставке венгры познакомились с англичанином Томасом Кремером – успешным изобретателем игрушек и владельцем предприятия Seven Towns Ltd., и эта встреча, как принято говорить, стала судьбоносной.

У Кремера были многочисленные связи в сфере игрушечного бизнеса, и он часто представлял интересы других изобретателей. Но главное – Кремер тоже имел венгерское происхождение по материнской линии. Бизнесмены быстро нашли общий язык и заключили соглашение о продвижении кубика Рубика на мировом рынке. Каждому отводилась своя роль: Лакши должен был заниматься бюрократическими вопросами, а Кремер – совершить мировое турне в рекламных целях, чтобы сформировать дистрибьюторскую сеть.

Прошло еще несколько месяцев, и в сентябре 1979 года Томасу Кремеру в ходе тяжелых переговоров с вице-президентом службы маркетинга американской корпорации игрушек Ideal Toy Corporation удается заключить контракт на поставку одного миллиона кубиков в США. Это была первая значительная победа для кубика и для его “отца” Рубика.

А уже в мае 1980 года первая миллионная партия кубиков наконец-то прибыла в США. Американская премьера головоломки состоялась 5 мая в Голливуде, представляла кубик знаменитая кинозвезда и секс-символ США 50-х годов, тоже венгерка по происхождению, Жа-Жа Га-бор. Именно поэтому, несмотря на официальное создание головоломки в 1974 году, второй датой его рождения считается май 1980-го.

Глобальная “кубикомания”

Прошло всего два года после начала экспорта кубика из Венгрии, и в мире началось глобальное помешательство на головоломке -“кубикомания”. По данным статистики, до конца 1982 года в мире было продано свыше 100 миллионов кубиков и в 1,5 раза больше его подделок. Это был не просто успех, это был триумф. Венгерские производители просто физически не могли изготовлять больше нескольких миллионов игрушек в год, а рынок требовал все новых и новых кубов. Пришлось срочно открывать фабрики по производству кубиков Рубика за границей: в Гонконге, на Тайване, в Коста-Рике и Бразилии.

“Кубикомания” охватывает практически всю планету. Достаточно сказать, что в пик популярности кубика, в 1980-х годах, головоломкой увлекалась 1/5 часть населения Земли. Такого история еще не знала. За 30 лет во всем мире было продано свыше 350 миллионов кубиков Рубика, что сделало его самой продаваемой игрушкой в мире всех времен и народов, а его изобретателя – первым официальным долларовым мультимиллионером тогда еще в странах соцлагеря.

Страстное увлечение головоломкой, как лихорадка, охватывало разные народы, разные социальные и возрастные категории людей. За прошедшие 30 лет триумфа кубику Рубика посвящены сотни книг и статей, миллионы веб-страниц и свыше 40 тысяч видеороликов.

Для тех, кто все-таки “врубался” в сборку куба, начиная с 2003 года под эгидой Международной ассоциации кубика (WCA) регулярно стали проводить международные и национальные чемпионаты по спидкубингу, во время которых участники соревнуются в сборке головоломки Рубика на время. Нынешний рекорд скоростной сборки кубика был установлен совсем недавно: 29 января 2011 года на соревнованиях в австралийском Мельбурне Феликсом Земдегсом – 6,65 секунды

В Россию с любовью

Если на Западе – в США и Западной Европе – кубик Рубика появился в мае 1980-го, то в СССР кубик пришел в массовом порядке годом позже, в 1981-м. До этого он в основном просачивался штучно, в виде заграничных сувениров. А тут уже была разрешена его официальная продажа в магазинах. Так что в этом году у куба еще один юбилей – 30 лет в России.

По некоторым данным, права на выпуск и продажу “заморской чудо-игрушки” обошлись СССР в немыслимую тогда сумму: три миллиона долларов. Поначалу официальная цена кубика в СССР была 4,5 рубля, но очень быстро он тоже стал дефицитом и из-под полы продавался уже за 10, а то и 20 рублей. Деньги серьезные, и не все могли его купить. Особенно, молодежь. Но тем не менее как-то ухитрялись.

Для тех, кто не мог достать себе кубик Рубика, в 1982 году журнал “Юный техник” выпустил статью с иллюстрациями и чертежами под названием “Всем кубикам кубик” о том, как сделать его самостоятельно. “Кубикомания” набирала обороты. По просьбе трудящихся газеты и журналы запестрели многочисленными публикациями типа “Что нужно сделать, чтобы все-таки собрать кубик?”.

Ажиотаж по поводу кубика в СССР сошел на нет лишь с развалом самого СССР. Но развалил его не Рубик. Хотя с какой стороны посмотреть. В развал догматического, ортодоксального мышления на одной шестой части планеты Земля венгерский кубик явно внес свой вклад.

В свое время в таком же духе высказался и сам изобретатель, то ли в шутку, то ли всерьез заявив, что именно его игрушка привела к развалу коммунистической системы.

– Именно благодаря кубику мне и моим друзьям-капиталистам, – утверждал изобретатель, – удалось поставить правительство на колени. Кубик заставлял людей на подсознательном уровне понять преимущества капитализма…

Конечно, в столь безапелляционных заявлениях о роли кубика в развале коммунизма можно отметить изрядную долю преувеличения, но то, что кубик сам по себе многое менял в жизни людей соцлагеря, – это бесспорно. Головоломка меняла мировоззрение.

Правда, от развала соцлагеря и СССР пострадал и сам кубик. Наступала новая жизнь в России, жизнь, полная борьбы за существование в условиях “шоковой терапии”, а чаще шока без терапии, и кубик в “лихие 90-е” как-то постепенно отошел на задний план. А потом пришли компьютеры, пейджеры, компьютерные игры, мобильные телефоны, айфоны, смартфоны, айподы. Масса новых игрушек для детей и взрослых. Эпоха кубика незаметно осталась позади. Но кубик не забыли.

Как ни странно, но вскоре после триумфа пути Рубика и его кубика разошлись. К 1985 году мировой рынок после нескольких лет сумасшедшей “кубикомании” несколько пресытился головоломкой, и продавать ее становилось труднее с каждым годом. Воспользовавшись ситуацией, американский компаньон венгерского изобретателя Томас Кремер в том же году выкупил все права на производство и распространение головоломки.

Сам же венгерский инженер Эрне Рубик на гонорары от продаж своего “чудо-куба” еще в 1983 году открыл собственную студию дизайна, где и по сей день создает новые головоломки и игры, проектирует мебель. Правда, ни одна новая головоломка Рубика пока не превзошла по популярности первую. Кстати, небывалый успех кубика не заменил ему страсть к преподаванию. В 1987 году Рубик стал профессором Будапештской академии прикладных искусств и ремесел, в 1990-м возглавил Венгерскую инженерную академию.

Став мультимиллионером и богатейшим предпринимателем в Венгрии в неполные 40 лет, объездив весь мир, Эрне Рубик достаточно быстро устал от суеты и публичного внимания к своей персоне. Он ушел в тень, чтобы спокойно заниматься экспериментами и новыми головоломками в своей студии. Сейчас он напрочь отказывается общаться с журналистами. Все наши попытки лично встретиться с маэстро дизайна неизменно разбивались о неприступную вежливость секретарши Rubik-studio: “Извините, но господин Рубик не принимает журналистов”.

Эрне Рубик. Вопросы к самому себе

Вместо личного контакта с прессой маэстро предлагает контакт виртуальный. На сайте его студии размещены ответы мастера на те вопросы, которые, как я думаю, интересны прежде всего ему самому. Что ж, давайте пообщаемся виртуально.

– Господин Рубик, какие события в вашей жизни вы бы назвали самыми запоминающимися?

– Рождение куба. Год 1974-й. Выставка игрушек в Нью-Йорке в 1980-м, первая моя поездка за “железный занавес”. Первый чемпионат мира по кубику в Будапеште в 1982 году. В 2004-м я вышел на пенсию, но продолжаю заниматься любимым делом.

– Вы продолжаете преподавать и придумывать для человечества все новые и новые головоломки?

– В свое время учеба давала мне наслаждение все время, пока я это делал. Не случайно я начал преподавать сразу же после окончания вуза. Другими словами, я продолжаю учиться по-другому. Преподавание архитектуры дало мне возможность изысканий и постоянно стимулировало меня для дальнейших изысканий.

– Что для вас самое важное в жизни?

– Самое важное – созидание. Важно находить и формулировать неординарные вопросы для поисков новой правды. Важно никогда не забывать спрашивать себя: прав ли я? И не забывать отбрасывать балласт.

– Как бы вы сформулировали свое жизненное кредо?

– Имей смелость сойти с избитой дороги и начать искать собственный путь. Мой любимый коктейль – смесь Красоты и Правды, называемый Гармония…

В этом он весь. Философ и Конструктор, ищущий вечной Гармонии. Эрне Рубик.

Advertisements

Bir cavab yazın

Sistemə daxil olmaq üçün məlumatlarınızı daxil edin və ya ikonlardan birinə tıklayın:

WordPress.com Loqosu

WordPress.com hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Twitter rəsmi

Twitter hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Facebook fotosu

Facebook hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Google+ foto

Google+ hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

%s qoşulma